Красноармейск. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

суббота, 31 октября

пасмурно+3 °C

«Русская летающая тарелка»: полет откладывается

12 апр. 2016 г., 11:45

Просмотры: 512


Накануне Дня космонавтики мы хотим рассказать вам, уважаемые читатели, о «русской летающей тарелке» - необычном летательном аппарате ЭКИП. Отработка самой идеи его создания проводилась в «НИИ «Геодезия». Руководил всем процессом кандидат технических наук Ростислав Михайлович Пушкин, который в те годы был заместителем директора НИИ по науке. В космос «русской летающей тарелке» подниматься не приходилось, но это не делает ее менее удивительной.

Накануне Дня космонавтики мы хотим рассказать вам, уважаемые читатели, о «русской летающей тарелке» - необычном летательном аппарате ЭКИП. Отработка самой идеи его создания проводилась в «НИИ «Геодезия». Руководил всем процессом кандидат технических наук Ростислав Михайлович Пушкин, который в те годы был заместителем директора НИИ по науке. В космос «русской летающей тарелке» подниматься не приходилось, но это не делает ее менее удивительной.



Любое дело начинается с идеи

Идея создания аппарата, где основным подъемным элементом является широкий фюзеляж, а не тонкие крылья, принадлежала профессору, доктору технических наук Л.Н.Щукину.

- В начале восьмидесятых годов Лев Николаевич пришел ко мне и рассказал об ЭКИП, - вспоминает Р.М.Пушкин. – С Л.Н.Щукиным мы подружились еще в начале семидесятых на космической программе полета на Луну - детище С.П.Королева. Аэродинамическая база отделения №3 НИИ «Геодезия» была целевым образом. Уникальная экспериментальная база отделения №3 НИИ «Геодезия» была модернизирована под задачи космоса и стала одной из основных в обеспечении этой программы. Мы со Львом за четыре года «отлетали» в модельном варианте комплекса Н-1, начиная от старта и до имитации посадки модельного лунного модуля. Это было славное время.

Название же аппарата ЭКИП, сокращенно - экология и прогресс. Эти два понятия очень точно отражали его суть: он действительно являлся очень необычным и мог решать такие задачи, которые были не по силам привычным летательным аппаратам. Водная гладь, травяная стерня, снеговая или ледяная дорожка, акватория морского порта – все это могло заменить ему аэродром. И все это – в «шаговой доступности» для потребителя пассажирского и грузового воздушного трафика.

Мне эта идея понравилась своей оригинальностью. Я же аэродинамик, я знаю, что это такое. В общем, я решил включиться в работу.



Убедить самих себя

Примерно три года в «Геодезии» напряженно отрабатывалась теоретическая часть создания ЭКИП. Ученые хотели в первую очередь самих себя убедить в жизнеспособности идеи или, как говорит Р.М.Пушкин, «почувствовать работоспособность физики». Необходимо было разобраться с геометрическими параметрами: буквально «нащупать» пропорции нового аппарата, посмотреть перепады давления. Работа шла с созданными моделями, которые помещали в условия, когда воспроизводился реальный процесс реорганизации аэродинамического эффекта.

Вспоминая этот период, Ростислав Михайлович говорит, что это был период творчества, поиска, создания нового.

- Можно было, конечно, кричать «Эврика!», но это уж очень пафосно, - улыбается Р.М Пушкин. – Шла обычная работа, прохождение маленьких этапчиков, когда каждый позволяет увидеть что-то новое, преодолеть еще один порог незнания.

Научная отработка идеи закончилась созданием колоссального объема информации, из которой было скомплектовано несколько отчетов. Эти материалы стали обоснованием работы по созданию нового летательного аппарата.



Удивительный, конечно, аппарат!

Чуть позже к работе над ЭКИП подключились ученые из Московского энергетического института. Была создана научно-производственная фирма «ЭКИП», которую возглавил кандидат технических наук А.И.Савицкий. Сотрудники фирмы представили проект в самых разных кабинетах – министрам, заместителям министров, руководителям главков. На одной из выставок макет ЭКИП показали самому Б.Н.Ельцину. Говорят, что у того сразу же загорелись глаза, но реальной поддержки разработчики в результате так и не получили.

- Мы поняли, что научная аргументация не воспринимается, - рассказывает Р.М.Пушкин. – Значит надо двигаться дальше самим: сделать крупную модель и заставить ее летать.

На этом этапе к проекту подключился директор Саратовского авиационного завода А.В.Ермишин. Мощности завода позволили создать двухметровый радиоуправляемый аппарат, который там же, в Саратове, поднялся в воздух на высоту, примерно, в сто метров.

- Я присутствовал при этом подъеме, - вспоминает Р.М.Пушкин. – Что я тогда почувствовал? Ну, конечно, удовлетворение от того, что все-таки мы были правы, что идея работает, что это реализуемое дело.



Что нужно, чтобы ЭКИП стал реальностью?

Период строительства большой модели по времени совпал с началом перестройки в стране. Саратовский завод попал в ситуацию конкуренции и потом развалился. Чуть раньше, в 2001 году от внезапного сердечного приступа скончался Л.Н.Щукин. С закрытием завода из-за отсутствия финансирования практически закончилась работа и над ЭКИП.

- Для того, чтобы ЭКИП сегодня стал реальным летательным аппаратом необходимы волевые решения в области внедрения, - считает Р.М.Пушкин. - Идея уже обоснована со всех сторон. Теперь надо идти дальше. Я сейчас работаю над созданием нового двигателя, который может быть использован, в том числе и на ЭКИП. Но это, как говорится, уже другая история.

Врезка

Радиоуправляемая модель ЭКИП, к счастью, не пропала. Сегодня «русская летающая тарелка» стоит при входе в Военно-технический музей в селе Ивановское рядом с Черноголовкой. Кстати, от Красноармейска до Ивановского можно достаточно быстро добраться по бетонке. И специально для любознательных: на сайте implas.ru есть озвученное видео с фрагментом взлета и полета двухметрового аппарата в Саратове

Любовь Чернышева

фото из архива Р.М. Пушкина