Красноармейск. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 20 апреля

ясно+6 °C

Онлайн трансляция

В преддверии Дня ракетных войск и артиллерии: встреча с ветераном НИИ "Геодезия" Ю.Н.Мартиросовым

17 нояб. 2017 г., 17:41

Просмотры: 370


На страницах нашей газеты мы неоднократно писали о славных традициях Софринского артиллерийского полигона и об испытателях-артиллеристах. В канун праздника журналисты «Городка» встретились в музее НИИ «Геодезия» с бывшим начальником сектора испытаний НИО-1, ­ветераном предприятия Юлием Николаевичем Мартиросовым.

В 1958 году Юлий Николаевич окончил Московский авиационный институт и был направлен на работу в Подлипки, где занимались стартовым оборудованием.

И так сложилось, что на протяжении всей своей производственной деятельности Мартиросов занимался только испытаниями, начиная с жидкостных ракет 8К14. Побывал в Кап-Яре, Байконуре, Тюракаме, Плесецке.

В 1961 году в возрасте 27 лет молодой ракетчик оказался в Красноармейске в НИИ «Геодезия».

Отделом испытаний, куда попал Мартиросов, руководила известная в городе Антонина Михайловна Чувашова.

В первом отделении (НИО-1) Юлий Николаевич работал с 1961 по 2015 год. Принимал участие в отработке двигательных установок изделий 8К95, 8К98, которые являлись базовой моделью твердотопливных ракет Сергея Павловича Королева РТ-2, установок «Темп 2С», «Пионер 3», «Тополь­ М» и др.

Работа с группой Королева - это отдельная яркая страница в истории НИО-1. В 1960 году была создана стендовая база огневых испытаний для наземной отработки твердоптопливных ракет большой дальности, разработанных в КБ Королева.

Еще в 1934 году будущий генеральный конструктор лично испытывал свои первые крылатые ракеты на Софринском артиллерийском полигоне. А спустя почти 30 лет, сотрудники его КБ два года работали со специалистами предприятия, в том числе с Юлием Николаевичем Мартиросовым.

Макеты ракет

Затем начались работы с ракетными двигателями на твердом топливе. На базе НИО-1 развивались и совершенствовались экспериментальные методы и средства огневых стендовых испытаний крупногабаритных РДТТ. После «Темпа С» пошел «Тополь», затем - «Тополь М». Занимались также отработкой двигателей для тяжёлого ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Акула». Это самая большая в мире подводная лодка, водоизмещением 45 тысяч тонн. За эту работу  Мартиросов был награжден орденом «Дружбы народов».  А за «Тополь С» он получил  звание «Заслуженный машиностроитель РФ». Правительственными наградами в НИИ «Геодезия» тогда были награждены более ста человек.

Юлий Николаевич выразил надежду, что молодому поколению нашей страны не придется жить в условиях новой «холодной войны».

Наталья Плотникова